Oтчасти эта схема напоминает наш курс лекций, но следует иметь ввиду, что изложенный здесь порядок тем был создан для формального отчета и не всегда опирается на логику повествования
1. Введение.
Общее понятие о науке. Название, церковная литература как носитель СвПредания, 4 признака святого отца. История науки: Просопографический период ( Евсевий, Иероним, Фотий; средневековые книжники-собиратели и их вклад в развитие науки). Развитие аналитической литературной критики в эпоху Реформации. Патрология и Патристика. Стандарты «истории раннехристианской литературы» в новейшую эпоху (спор Харнака-Барденхевера)
2.Вспомогательные дисциплины.
Литературная среда эпохи эллинизма. Раннехристианская папирология и раскопки Оксиринха. Основная проблематика еврейской религиозной литературы периода 2го Храма. Кумранская библиотека как иллюстрация литературного мира античного иудаизма.
3. Евангелия канонические и апокрифические.
Источниковедческие проблемы апостольского периода. Устная и письменная традиция kerigmata и testimonia. Предполагаемые источники синоптических евангелий. Особенности античных биографий. Биографическая икона Христа в канонических произведениях синоптической традиции. Слова и дела Иисуса. Апокрифические евангелия: Повествования, Изречения, Диалоги.
Литургико-канонические произведения раннехристианской эпохи.
Значение памятников для реконструкции миссионерской деятельности ранней Церкви. Общий обзор памятников.
4.Дидахэ.
История открытия и историография исследования: проблема приоритета пс.-Варнавы и вопрос литературного единства. Попытка интерпретации памятника. Материал Источника логий в составе памятника. Версия Учения о двух путях в составе памятника. Дисциплинарный материал в составе памятника. Эсхатология Дидахе. Выводы по датировке и литературной ситуации памятника.
Пост-апостольская эпистолография.
5.Письма в древнем мире.
Эпистолярные условности в античной риторической традиции. Окружные послания еврейской диаспоры. Раннехристианская эпистолография.
6.Послание пс. – Варнавы.
История открытия. Сохранность текста. Проблема «псевдо-Варнавы». Экзегетические методы автора. Богословие Варнавы. «Искушение последних дней» в гл.4 и аллегории обряда очищения и жертвы рыжей телицы.
7.Послания св.Игнатия Антиохийского.
Реконструкция собирания писем в единый сборник. История текстологических споров. Особенности литературной формы: намеренный отход от Павловой традиции, эллинистический колорит; мягкость увещания, применение увещаний домашнего кодекса для церковных установлений: подчинение епископу. Содержание: проблема «гностицизма» Игнатия; эллинистические элементы в богословии; учение об imitatio Christi. Учение о мученичестве: триумф страданий. Игнатий и христианское единство. Связь христологии и экклезиологии Игнатия.
8.Послание св.Поликарпа Смирнского.
Запутанная текстология и свидетельства древности. Полемика вокруг подлинности: отношение к СвПисанию, антимаркионитство, «пресвитерианство». Форма: жанровая специфика (подражания 1Клем). Увещания относительно Валента; тема сребролюбия в античной философии и Пастырских Посланиях (сребролюбие-идолослужение); почему не послание-с-советом?
4. Первое послание Климента Римского коринфянам.
Авторство: традиция и критический взгляд. Текстология. Традиция «псевдо климентин»: причины переработки и постепенного забвения оригинального текста. Литературная ситуация памятника (различные реконструкции). Влияние библейской литературы: флорилегиум, учение о сущности христианского священства. Влияние римской литературы: самоизгнание. Критика 1Клем Р.Шёделем. почему Климент вмешивается в дела чужой общины? – традиция Посланий с советом в римской государственной практике и христианской литературе.
Ранняя агиографическая литература востока и запада.
Характеристика трёх видов мученической литературы. Биографические сочинения латинских христиан.
5. Martirium Polycarpi.
Географические реалии. Свидетельства древности. Текстология. Форма (послание и нарратив). Эллинистические и библейские литературные параллели. Специфичность христианского мартирия.
учить
*Passio Perpetuae.
*- в курсе латинской патрологии.
Влияние греко-римских биографических традиций . Историчность Acta Cypriani. Истоки и развитие в позднейшей агиографической традиции Passio Sanctorum Scilitanorum
Ранняя апологетика.
6. Введение.
Апологетика как форма богословствования. Типология ранних апологий. Библейские и римские источники «юридической апологии». Развитие жанра в позднейший период.
учить
7. Проповедания Петра
учить
8. Послание к Диогнету.
История открытия. Гипотезы авторства. Социологическая концепция
учить
9. Апология Аристида.
Сохранность текста. История открытия. Источники. Влияние на грузинскую мартирологическую литературу. Учение о «расах». Нравственное учение.
учить
5.3. Св.Иустин Философ. Сведения о жизни. Подлинность произведений. Cum tripho и 1Apol: композиция, содержание. Апологетический метод Иустина и его логология Особенности триадологии. Был ли Иустин хилиастом?
5.4. Тациан. Сохранность Ad Graecos. Жанровые особенности. «Ересь Тациана». Концепция религиозной politeia и причины разрыва с Церковью. Politeia или paideia? Отличие от позиции Иустина.
5.5. Афинагор как представитель ранней апологетики. Исторические свидетельства. Композиция. Философские методы и богословское значение. Антропология и учение о воскресении.
5.6. Св.Феофил Антиохийский. Сведения о личности. Мнение Р.Гранта. Эллининистическое влияние и библейские реалии. Соотношене религиозной веры и философии. «Триадология». Антропология.
5.7. Начало латинской апологетики: Минуций Феликс. «Римский адвокат и христианский защитник». Источники богословия. Учение о Боге. Доказательства бытия Божия. Антропология. Оценка апологетического метода.
5.8. Тертуллиан. Биографические сведения. Обзор литературно-богословского наследия. Сохранность произведений. Анализ апологетических методов Ad nationes и Apologeticum Основная апологетическая проблематика его времени. Отличия от Иустина. Апологетик: проблема христианской культуры. Учение о богопознании. Триадология. Учение о первородном грехе.
6. Церковные писатели востока и запада в IIIм веке.
6.1. Св.Ириней Лионский: личность, творения. «Опровержение и разоблачение» гностического учения еп. Иринеем: жанровые особенности произведения. Валентинов гнозис и первые ересеологи. История спасения по Св Иринею: учение о свободе воли, богословие воплощения, recapitulatio.
6.2. Климент Александрийский: жизнь и труды. Литературные особенности огласительной трилогии. Её содержание. Манифест христианского эзотеризма. Особенности этических воззрений Климента. Идея христианского брака у Климента.
6.3. Ориген. Сведения о жизни: четыре биографические новеллы Евсевия. Литературное наследие Оригена. Теологическая система Оригена (по трактату «Peri arhon»): особенности триадологии, христология, предсуществование душ, апокатастасис. Вклад Оригена в раннехристианскую библеистику. Мистика Оригена: понятие о совершенстве, самопознание, духовная брань, мистическое восхождение, единение с Логосом.
6.4. Рецепция оригненистичекого наследия в 3м веке. Св.Мефодий Олимпийский, епископ и мученик: три биографические реконструкции. Литературное наследие: сохранность, проблемы интерпретации De libero arbitrio: форма, содержание, назначение. Symposium. Жанровые особенности. Aglaophon: харктер антиоригенистической полемики. Xeno: антиоригенистическая космология. Значение трудов Мефодия для византийской патристики (Мефодий и Григорий Нисский)
6.5.Коммодиан: истоки латинской христианской поэзии.
6.6. Африканская церковь в эпоху преследований: сщмч. Киприан. Жизнь и богословское наследие. Сотериология и христология. Экклезиология: единство Церкви, Vigor Ecclesiae, militia Christi, unanimitas concordiae.
6.7. Лактанций – Cicero christianus. Отношение религии и философии. Триадология. Происхождение зла. Характер первородного греха. Христология. Милленаризм и христианская историософия.
7. Догматическая полемика арианской эпохи.
7.1. Афанасий Александрийский: личность и эпоха ( церковно-политическая ситуация ). Истоки арианства: проблема «правого оригенизма». Богословско-публицистическое наследие свт.Афанасия (общий обзор). Contra arianes: подлинность, характер полемики, особенности триадологии. De Spiritu: композиция, подлинность, связь арианской триадологии и пневматологии.
7.2. Свт. Кирилл Иерусалимский: жизнь и труды. Экскурс: начало возвышения Иерусалимской кафедры и значение его для формирования средневекового богослужения. Учение Кирилла о Крещении и евхаристология.
7.2. Свт.Василий Великий. Жизненный путь: важнейшие направления церковной политики. Обработка тринитарного богословия в трактате «Против Евномия» свт. Василия Великого. Особенности пневматологии Василия ( Послание к Амфилохию). Каритологическая деятельность свт.Василия и труды по устроению монашеской жизни ( по Письмам).
7.3. Свт. Григорий Назианзин. Жизненный путь и церковно-историческое значение богословской деятельности. Богословское наследие свт. Григория Назианзина: общий обзор. Особенности триадологии и христологии свт. Григория Назианзина. ( по Словам о Богословии и Богословским письмам ) Экскурс: распространение аполлинарианства во 2й половине 4го века. Философские предпосылки сотериологии свт. Григория Назианзина: сплав неоплатонической терминологии и христианской богословской традиции ( по Проповедям )
7.4. Свт. Григорий Нисский. Жизненный путь. Богословская система Григория Нисского ( по Oratio Cathechetica ). Особенности учения об Искуплении и евхаристологии. Антропология свт. Григория Нисского как завершение рецепции оригеновского наследия.( De Hominis Opificio и Macrinia ).
7.5. Свт. Амвросий как учитель христианской нравственности. Жизненный путь. Церковно-историческое значение его катихизической и литургической деятельности. De Officiis. Источники западно-христианского нравственного богословия
7.6. Бл. Иероним и его век. Жизнь и труды. Экзегетические методы : Commentarii in Mattheam. Первая патрология: De viris illustribus. Письма разным лицам.
7.8. Свт. Иоанн Златоуст: жизнь и труды. Учение о священстве свт Иоанна: источники, форма, интерпретация ( по De Sacerdotio). Катехизация в ранневизантийский период ( по Катехизическим проповедям)
7.9. Бл. Августин. Биографические сведения. Философская доктрина. Триадология. Происхождение зла. Свобода воли. Царство Божие и значение благодати. Влияние богословия в средневековье.
8. Догматическая полемика эпохи христологических споров
8.1. Свт. Кирилл Александрийский. Этапы церковной карьеры. Богословско-публицистическое наследие: общий обзор. Апологетические особенности экзегезы. ( по Comm. in Johann.). Значение христологии( De trinitate)
8.2. Свт. Лев Великий. Историческое значение понтификата. Учение о характере папской власти ( по проповедям). Христология в полемике с Востоком.( Tomus ad Flavianum)
8.3. Бл.Феодорит Киррский. Историческое значение богословской деятельности. Христология ( по диалогу Eranistes). Ересеологический характер философии истории ( по Церк.ист. ). Епископ и монахи: монашеская агиография и нравственная теология ( по Истории боголюбцев ).
8.4. Леонтий Византийский. Экскурс: послехалкидонские антиоригенистические споры. Полемика вокруг личности. Состав литературно-богословского наследия. Влияние на позднейшую богословскую литературу. Христология ( по Epilysis).
8.5. Corpus Areopagiticum.
8.6. Прп.Максим Исповедник. Сведения о жизни. Триадология: вопрос о Filioque. Антропология. Преодоление оригенизма в космологии ( по Схолиям ). Христология ( по Диалогу с Пирром). Аскетика ( по Главам о любви).
9. Богословская проблематика VII-VIII веков.
9.1. Свт. Григорий Великий. Этапы пастырской деятельности. Нравственное богословие «Диалогов». Социально- политический идеал VIIв. По Regulae Pastoralis.
9.2. Прп. Иоанн Дамаскин. Биографические данные: реконструкция. Обзор богословского и гимнографического наследия. Особенности богословской суммы ( Pyge ths gnwseos обзорно; христологические категории и их синтез). Полемика о почитании икон: экскурс о богословии образа в сирийской христианской литературе; христология и иконопочитание в век Иоанна ( по Трем словам против порицающих иконы)
9.3. Прп.Феодор Студит. Очерк жизни. Развитие богословия образа в Antirretikoi hyper eikonomachos.
10. Богословские тенденции македонской эпохи.
10.1. Свт.Фотий. Взаимоотношения с Римом и миссионерская деятельность. Вопрос о Filioque ( по Мистагогии ). Фотий как гуманист, патролог, литературовед ( по Библиотеке).
10.2. Прп.Симеон Новый Богослов. Место св.Симеона среди направлений церковной жизни Византии Xв. Триадологические вопросы в гимнах Симеона. Богопознание. Антропология. Экклезиология. Мистицизм и сакраментализм.
11. Исихастское движение палеологовской эпохи.
11.1. Свт. Григорий Палама. Сведения о жизни. Вопрос о гуманизме и мистицизме ( Первая Триада ). Триадология ( по Доказательствам ). Христология ( по Проповедям ). Антропология. Космология. Аскетика (остальные Триады).
<iframe width="420" height="315" src="https://patrologblog.wordpress.com/line-first/rel=0" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>